Куба навсегда
Легендарный пианист, крупнейшая фигура «золотого» века кубинского джаза, композитор и бэнд-лидер Бебо Вальдес (Dionisio Ramón Emilio Valdés Amaro) родился 9 октября 1919 года в кубинской деревушке Кивакан.
В 17 лет он приезжает в Гавану, чтобы учиться в консерватории. Его карьера пианиста началась в сороковых годах, в столичных ночных клубах, где он играл с кубинскими «звёздами» – Ритой Монтанер, Бэнни Моро, Пересом Прадо (оба сыграли ключевую роль в рождении стиля «мамбо»). Он быстро стал директором и аранжировщиком музыкальных шоу в клубе «Tropicana», привлекал к сотрудничеству известных артистов, благодаря чему клуб стал всемирно известным. «Это был просто рай – современное и очень красивое место. У нас любили бывать Нэт Кинг Коул и Вуди Герман, к нам приезжали музыканты и певцы со всего света», – вспоминал Вальдес позже в интервью.
В 1952 году «Verve» (лейбл Нормана Гранца) приглашает Вальдеса для записи первой афрокубинской джазовой сессии на Кубе, а затем подписывает с ним 4-летний контракт. На тот момент он возглавлял «Sabor de Cuba orchestra» и в процессе постоянной работы «открыл» новый вид ритма – батанга, взятый от «бата» – барабанов с двумя мембранами, звучащих на ритуалах национального культа Йоруба. «История латинского джаза – это очень длинная история, она началась, когда европейцы не взяли своих женщин в Америку, и появились мулаты. Смешались не только европейцы и рабы, но и европейская музыка и африканская. Это смешение рас дало нам все ритмы, знакомые нам в Америке на сегодняшний день – от американского джаза до кубинских ритмов», – говорил музыкант.
Блестящая музыкальная карьера прерывается из-за кубинской революции 1959 года. Вальдес эмигрирует в Мексику, затем в США, а после европейских гастролей остаётся в Стокгольме. Здесь он обычный музыкант – играет в ресторанах, на круизных лайнерах. Период безвестности продолжается довольно долго, до 1994 года – пока известный саксофонист Пакито де Ривейра не приглашает Вальдеса участвовать в записи легендарного Кашао, вместе с другими кубинскими музыкантами. Затем следует контракт со студией «Messidor», очень успешный альбом «Bebo Rides Again» и вторая волна признания. В 2002-2009 годах его альбомы трижды награждались премией «Грэмми» и шесть раз – «Латинской Грэмми». Альбом «Lágrimas negras», выпущенный совместно с испанским певцом фламенко Диего эль Сигалой был назван «New York Times» лучшим альбомом года.
Успеху музыканта немало способствовал и выход документального фильма «Calle 54» испанского режиссёра Фернандо Труэбы, посвящённого латиноамериканскому джазу. В нём, наряду с другими звёздами жанра, Бебо Вальдес снялся со своим сыном Чучо. Он продолжал сотрудничать с Труэба и дальше – их ждал совместный фильм «El milagro de Candeal», снятый в Бразилии, а в 2010 году режиссёр посвятил великому пианисту фильм «Чико и Рита» (основанный на истории его жизни), в котором звучит прекрасная музыка Вальдеса.
Вместе с сыном Чучо Вальдес записал свой последний альбом – «Bebo y Chucho Valdés: Juntos Para Siempre» («Bebo and Chucho Valdés: Together Forever»), в котором великие музыканты исполняют классические кубинские каноны, в том числе собственного сочинения.
В последние годы жизни Вальдес жил с болезнью Альцгеймера, но играть не переставал: «Бебо был одним целым со своей музыкой, – рассказывает продюсер Нэт Шэдиак, – …не могу вспомнить и дня, когда бы он не играл на фортепиано, – судя по всему, это поддерживало в нём жизнь». Вальдес скончался 22 марта 2013 года в Стокгольме, в этот день Куба потеряла одного из своих величайших музыкантов…
Ландыш Рифовна
#BeboValdes #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #CubanJazz #JazzPiano